Интервью со специалистом по физическому развитию детей

Интервью со специалистом по физическому развитию детей

Для грамотного составления программы занятий и организации пространства клуба мы пригласили эксперта по физическому развитию детей Ирину Головкову. В процессе беседы выяснили много интересной и полезной информации, которой хотим поделиться и с вами.

— Добрый день, Ирина! Расскажите немного о себе.

— Здравствуйте! Я выпускница педагогического факультета Белорусского государственного Института Физкультуры  кафедры оздоровительной физической культуры, а ныне спортивный реабилитолог. Общий стаж – почти 30 лет, из них – около 20 лет работа с детьми разных возрастов, спортивный реабилитолог с 2010 года.


– Ирина, в чем особенности физического развития дошкольников?

– Если вы работаете с группой одногодков-дошкольников, то можете с удивлением отметить, насколько может различаться их физическое развитие! И морфологически (рост-вес), и, что особенно важно, моторно (т.е. уровнем освоенности двигательных умений и навыков). Если один 3-4-летка вполне прилично катается на роликах и двухколесном велосипеде, то другой может не вполне уверенно подпрыгивать на месте… С возрастом это различие постепенно нивелируется, однако, если упустить наиболее благоприятные периоды для формирования навыков в определённом возрасте, ребенок научится этому позже, но с бОльшим трудом, затратив больше времени и усилий. Однако может и не научиться вовсе. Вспомните, сколько взрослых среди ваших знакомых не научились плавать, потому, что боятся, когда вода попадает на лицо? А ребенок до 3-х месячного возраста не боится совсем, более того, он и дыхание задерживает рефлекторно!


– Сколько времени дети 3-5 лет должны проводить в активных играх?

– Все время, пока не спят и не кушают 🙂


– Какие активные игры наиболее полезны в данном возрасте?

– Предпочтение лучше отдавать играм, где идут содружественные движения рук и ног с опорой на «4 точки» (кисти + колени, кисти + стопы), чтобы максимально укрепить мышцы, которые отвечают за правильную осанку – это будет профилактикой сутулости – частого «друга» первоклассника. Далее: бег, всевозможные прыжки, перелезания через препятствия. Просто великолепна для тренировки полоса препятствий с приподнятыми над полом обручами, например, чтобы работали мышцы передней поверхности бедра. Игры с мячами всех размеров будут очень полезны. А еще очень-очень важно научить ребенка ТЕХНИКЕ отбивания мяча от пола, по мере формирования костей кисти и запястья малыш научится выполнять небольшое количество повторений этого упражнения. Именно овладение этой игрой послужит для родителей маркером готовности руки к овладению навыком письма. Если начинать систематическое обучение письму раньше, чем закончится окостенение костей кисти, мелкие мышцы не будут иметь достаточной костной опоры, будут быстро уставать, что вызовет необходимость включения всё большего количества крупных мышц руки, и, далее плечевого пояса, что не может не сказаться на осанке и здоровье позвоночника. Возможно, вам приходилось видеть, как некоторые взрослые пишут «всем телом»?

 


– Какой спортивный инвентарь Вы посоветуете приобрести в детский клуб?

– Классический вариант – шведские стенки. Очень хорош шариковый бассейн в любом возрасте. Тут вы убиваете сразу несколько зайцев: во-первых, это прекрасный самомассажер (малыш в шарах двигается, они по нему перекатываются); во-вторых, пребывание в таком сухом бассейне отлично снимает нервное и мышечное напряжение, убирает нервные зажимы, так что вы сможете сэкономить на детском психологе 🙂 Терапевтический эффект также имеет и батут – отлично снимает нервное напряжение.

 


– А «дорожки здоровья» вообще нужны? Есть ли в них смысл?

– Еще какой! Такие дорожки есть двух видов. Первые: с шишками, галькой, специальные ортопедические коврики – для обеспечения потока восходящих импульсов от стоп, богатых рецепторами, которые способствуют формированию тонуса глубочайшей мускулатуры, ответственной за осанку ребенка. Вторые: с крупами, палочками и всевозможным материалом – для создания неровностей, хождение по которым, как и по любым балансирам, включает в работу глубокие мышцы спины и ног, которые в наших городских условиях сплошных асфальтовых дорожек практически не задействованы, из-за чего страдает осанка, а следом и позвоночник.

 


– Что еще важно знать о физическом развитии 3-5 леток?

– В этом возрасте у детей развиваются нервные структуры центральной нервной системы, ответственные за восприятие пространственного поля (глазомер) и просто необходимо включать в занятия игры на развитие меткости: горизонтальные и вертикальные мишени для мячей, баскетбольные кольца, да и просто напольные корзины; игры с мячом и ракеткой; набрасывание колец на палку.


– А до каких игр они пока, так скажем, не доросли? Что будет лишним?

– Ребенка невозможно ЗАСТАВИТЬ выполнять задания, которые ему не интересны. В игре ребенок не замечает физического утомления. Однако, есть особенно вредные занятия: самокаты! Электронные гаджеты!


– Как лучше организовать занятия творчеством?

– В таком возрасте деткам лучше как можно меньше времени проводить сидя за столом, потому что активные движения способствуют их росту и развитию больше, чем малоподвижный способ организации времени. Место для творческих занятий должно быть, что называется, в свободном доступе, без ограничения по времени: захотел рисовать, подбежал, например, к мольберту, сотворил картину или сделал 2 мазка и побежал дальше. Лепку и поделки, например, лучше организовать на специальном столе, который будет по высоте, примерно, до груди малыша, а рабочая поверхность под наклоном (как старые парты в младшей школе), только без стульев.

 


Спасибо Вам большое, Ирина, за столь ценную информацию! Мы обязательно учтем Ваши рекомендации при организации игр и пространства в нашем клубе!

Leave a Reply